ОТ ИДЕИ ДО СЦЕНАРИЯ

 

Проект фильма «Бабич» зародился задолго до того как в 2016 году наша кинокомпания получила поддержку от Министерства культуры Республики Башкортостан в виде гранта Главы Республики Башкортостан.

 

Проект начался с личной заинтересованности авторов к истории родного края. Как появилась Башкирская АССР, кто стоял у её истоков?

 

Творческий руководитель проекта народная артистка России и Республики Башкортостан Тансулпан Бабичева, при участии кандидата филологических наук Гульсясяк Саламатовой, осуществила постановку спектакля «10 июля. И день и век», посвященного пионерам башкирского искусства и науки и их трагической гибели.

 

Увидев спектакль кинорежиссер Булат Юсупов предложил Тансулпан Бабичевой и Гульсясяк Саламатовой написать сценарий сериала, посвященного основателям Башкирской Автономии, пионерам искусства и науки.

 

В 2014 году был написан сценарий сериала «Красная Башкирия», охватывающий период от 1910 до 1950-ых годов. В 2015 году командой проекта принимается решение о выделении 1-ой серии сериала «Красная Башкирия» в отдельный фильм, под рабочим названием «Бабич».

 

Нашей командой принимается решение показать жизнь поэта целиком от её безмятежной юности до героической зрелости и непосредственного участия в революционных событиях. Был соблазн пойти по пути упрощения, но мы поступили иначе.

 

Мы постарались максимально интересно рассказать историю от лица молодого периода поэта до трагических событий связанных с его судьбой.

 

ПРОИЗВОДСТВО КАРТИНЫ

 

Режиссером-постановщиком картины выступил Булат Юсупов. Более 70 съёмочных смен и нескольких месяцев монтажа было выдержано им для создания фильма «Бабич».

 

Реализация картины проходила под строгим контролем художественного руководителя проекта Тансулпан Бабичевой. Её знание биографии Шайхзады Бабича, его культурной и общественно-политической жизни, оказало огромный вклад в детальное воссоздание личности поэта на экране.

 

Работу съёмочной группы координировали исполнительный продюсер фильма - Леонид Филинов и директор картины - Талгат Сафаров.

 

КИНОСЪЁМКА

 

Визуальную часть картины создал молодой оператор Дамир Гайткулов. Его талант позволил выразить через камеру, через крупность планов, через движение камеры и цветовое решение картины все особенности творческой составляющей нашего киносценария. Он смог обеспечить не только точный подбор оптики и операторских решений, но и учитывал предстоящую работу с компьютерной графикой. В данный момент он ведет большую работу по цветокоррекции тем самым сохраняя контроль над визуальной составляющей картины.

 

МУЗЫКА И ЗВУК В ФИЛЬМЕ

 

Качество музыкального оформления – исключительная заслуга заслуженного деятеля искусств Республики Башкортостан композитора Ришата Сагитова. В период подготовки к фильме им уже проводилась запись национальных инструментов, были записаны народные песни, в том числе «Буранбай», в исполнении хоровой капеллы Башкирской государственной филармонии Республики Башкортостан им. Х. Ахметова. Также в картине звучат народные инструменты курай, гармошка, мандолина, всё это придает картине особое звучание, особый уникальной музыкальный строй.

 

Звукорежиссер Гульнара Саитова – создатель звуковой фактуры фильма. Благодаря её работе, картина будет насыщенна интересными звуковыми эффектами находками и передаст всю сложность звукового ряда.

 

аКТЕРСКИЕ РАБОТЫ

 

На роли в фильме нам требовалось отобрать более 40-ка артистов. Важно было учесть характеры, внешнее сходство и знание башкирского языка. Была проведена колоссальная работа, реализован сложный репетиционный процесс. Наши республиканские артисты продемонстрировали высокий потенциал и интерес сниматься в таких проектах.

 

Особая наша гордость и находка - исполнитель главной роли Ильгиз Тагиров. Как выяснилось в процессе работы, Ильгиз Тагиров очень любит Бабича, знает его творчество еще со студенчества и уже тогда активно читал стихи поэта. Ильгиз Тагиров доподлинно изучал особенности характера героя, дух времени и успешно воплотил в жизнь образ великого поэта.

 

Огромная заслуга в фильме также принадлежит Рамзилю Сальманову который убедительно исполнил роль Ахмета Заки Валиди.

 

Значительный вклад внесли молодые артисты Башдрамтеатра. Это Руслан Хайсаров, который сыграл Валиуллу Муртазина-Иманского. Замечательно сыграл роль Хаернаса Хангильдина Мурат Рафиков. Большая заслуга артистов Молодежного театра Республики Башкортостан имени Мустая Карима Шагита Хамматова, Салавата Юлдашбаева и других. Актер Русского драматического театра г. Стерлитамак Артур Ишмухаметов достоверно воплотил образ Газиза Альмухаметова. Старшее поколение артистов было представлено артистом Сибайского театра драмы народным артистом Республики Башкортостан Рифом Сайфуллиным, который воплотил образ отца Шайхзады Бабича, и заслуженной артисткой Российской Федерации Суфией Курбангалеевой-Сафиуллиной, которая исполнила роль Магзумы. В картине также есть сцены, где наряду с башкирскими исполнителями, играют артисты татарского театра «Нур» и Русского драматического театра г. Уфы.

 

рАБОТА ХУДОЖНИКОВ

 

Какие сложности мы видели при подготовке проекта? Конечно же это воссоздание быта того периода: квартир, комнат, домов и интерьеров. Архитектура города претерпела колоссальные изменения, исторический облик города был утрачен. Чтобы передать атмосферу того времени мы применили совмещение компьютерных декорации с реальными объектами.

 

Масштабную работу провела художественная группа. Пошив и подбор костюмов, поиск реквизита, строительство декораций – сложнейшие технологические процессы. Большую помощь с костюмами команде проекта оказали музеи, театры, клубы военно-исторической реконструкции и просто неравнодушные люди. Следует отметить, что это стало возможным благодаря слаженной работе коллектива художников под руководством художника-постановщика фильма – Рустама Баймухаметова.

 

Более 50 декораций и объектов сделано их силами. Практические спец-эффекты - сцены взрывов, конных атак, стрельба из ружей. Такой объем и сложность спец-эффектов в

башкирском кино применяется впервые и не имеет аналогов.

 

ИСТОРИЧЕСКАя ДОСТОВЕРНОСТЬ

 

Историческая достоверность картины обеспечивалась работой специалистов историков и языковедов. Гульсясяк Саламатова, Азат Ярмуллин и Марат Зулькарнаев содержательно консультировали нас во всех аспектах творческой работы, и было очень интересно спорить и находить компромисс между идеей и историческими фактами.

 

ТВОРЧЕСКИЕ ИДЕИ

 

Работа над постановкой каждого кадра шла не только в период подготовки, но и непосредственно на площадке. Порой именно на площадке находились новые идеи, слова и смыслы.

 

Технология Chromakey

 

Создание и внедрение компьютерных декораций в материалы съёмки. В картине используется более 200 кадров содержащих компьютерную графику. Специалисты кинокомпании тщательно обработали каждый кадр для достоверного воссоздания облика улиц городов Уфы, Троица, Челябинска и других населенных пунктов.

 

Пример использования компьютерной графики в фильме

Цифровая "массовка"


Благодаря работе коллектива специалистов компьютерной графики под руководством Дамира Мухаметьярова стало возможным использовать весь творческий и человеческий потенциал проекта. Всего лишь несколько десятков человек, участвовавших в “массовке” позволили создать ощущение огромной толпы так, где это требовалось. Современные цифровые технологии позволяют многократно дублировать изображение, что и создает подобный эффект. По мнению экспертов компьютерная графика в фильме органично сочетается с реальными объектами и лишь подчёркивает творческое богатство картины.

 

Башкирские воины на башкирских лошадях


Съёмка фильма проходила не только в павильоне Кинокомпании “Живая Лента”, в музеях или на городских улицах, но и на натуре. На несколько холодных октябрьских дней поле между сёлами Миловка и Мармылево превратилось в поле битвы. Взрывы, стрельба из пулемёта и ружей, костры и свет луны, пробивающийся сквозь густой дым от снарядов. Ночные съёмки этих сцен придали фильму особый колорит. Не смотря на жуткий холод, съёмочной группе удалось сохранить теплоту общения и яркость творческих идей. Особая благодарность за помощь в съёмках конно-спортивному клубу “Грация”, чьи лошади уверено шли сквозь дым, костры и взрывы снарядов.

©2017 Первая Республика.
При использовании материалов сайта, ссылка на данный сайт или первоисточник обязательна.